(0642) 64-79-72(066) 772-83-56

Медицинский центр «Любляна», Луганск.

Главная » Статьи » Восстановление речи после инсульта

С 01.01.2016 Г. МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР «ЛЮБЛЯНА» ВОЗОБНОВИЛ СВОЮ РАБОТУ.

Проблема дозвониться! Всегда на связи: +38 (0642) 64-79-72; (072) 109-95-15 (ЛугаКом).

Восстановление речи после инсульта

Инсульт – болезнь, которая может случиться по причине слабых сосудов или повышенного артериального давления – это геморрагический инсульт. Второй вид инсульта – ишемический, случается, если сосуды закупорены тромбом или сужены из-за спазма, а так же при атеросклерозе.

Инсульты: геморрагический, ишемический.

Но если с человеком уже случился инсульт, то вряд ли близкие сосредоточат свое внимание на причинах, здесь важно бросить все силы на восстановление физических и психических функций организма. Одним из психических процессов, которые нарушаются при инсульте, является речь.

Восстановление речи после инсульта – это длительный процесс, который требует терпения самого больного и его родных. Своевременная помощь логопеда является залогом успеха в этом нелегком деле. Очень важно проводить логопедические занятия с первых недель после инсульта. Это наиболее благоприятное время для восстановления потерянных речевых функций и если его пропустить, то восстановление речи может быть не полным.

Виды речевых нарушений

Для того чтобы определить, как восстановить речь после инсульта, надо знать с каким видом нарушения мы имеем дело. Большинство речевых нарушений после инсульта протекаю по типу афазий.

Афазия (от греч. a phasis — отсутствие высказывания) — это системное нарушения речи, вызванное локальным поражением коры головного мозга.

В зависимости от того, какой участок мозговой ткани пострадал и как сильно, различают несколько основных типов афазии.

Моторная афазия

В мозге человека существует участок, который называется центром Брока, или моторным. Это участок коры, который локализируется в задней части третьей мозговой извилины лобной доли. У правшей – это левое полушарие, а у левшей – наоборот. Этот участок коры обеспечивает моторную организацию речи, то есть произношение слов.

При повреждении этого центра развивается моторная афазия, то есть невозможность выговорить слова и предложения. Пациент понимает обращенную к нему речь, но проговорить свой монолог у него не получается. Вместо этого он издает набор звуков или несвязанных между собой отдельных слов.

Речевые центры головного мозга.

Сенсорная афазия

Сенсорная речевая зона, которая отвечает за понимание речи, находится в задней части верхней мозговой извилины височной области доминантного полушария (у правшей – справа, у левшей – наоборот). Называется этот участок центр Вернике.

При его повреждении во время инсульта пациент перестает понимать речь других людей, в связи с чем страдают и его речевые функции – он произносить отдельные слова, правильно, но не связано между собой. Такая афазия называется сенсорной.

Семантическая афазия

Такое нарушение развивается, когда повреждается участок головного мозга, находящийся на стыке между теменной, височной и лобной долями. При этом пациенты не понимают сложных грамматических письменных и устных конструкций речи. Например, человек не может объяснить какая разница между словосочетаниями «отец брата» и «брат отца». Это случается, потому что пациент перестает понимать связь между словами при помощи их окончаний, предлогов, союзов, сравнений и определений.

Амнестическая афазия

При этом нарушении человек владеет спонтанной и диалоговой речью, но у него возникают трудности при назывании знакомых предметов (он не помнить в данный момент, как называется та или иная вещь).

Тотальная афазия

Это самая тяжелая форма речевых нарушений, когда человек сам не разговаривает и не понимает речи окружающих. Наблюдается при обширных мозговых инсультах.

Занятия с логопедом

Занятия с врачом-логопедом – это основной вид лечения речевых нарушений после инсульта. Как только определен тип афазии, можно приступать к упражнениям. Как правило, специализированные центры по лечению последствий и восстановлению после инсульта обязательно имеют в своем штате логопеда-афазиолога. По статистике в ходе таких занятий примерно 30% пациентов начинают вновь разговаривать еще до выписка из стационарного отделения.

Как известно, человеческий мозг в ходе своей деятельности использует только 5-7% от своего потенциала. Тем временем миллиарды нервных клеток «тихонько отдыхают в сторонке». Но в случае надобности, например, при повреждении части активных нейронов при геморрагическом или ишемическом инсульте, клетки запаса активно включаются в деятельность. Только для этого необходимо их активировать, на что потребуется немало сил, терпения и регулярных упражнений. Таким образом, возможно полное восстановление речи и других функций даже при тяжелых инсультах.

Занятия с логопедом-афазиологом.

Логопед-афазиолог подбирает комплекс упражнений индивидуально для каждого пациента, ориентируясь в первую очередь на вид речевого нарушения. Первые занятия должны заинтересовать человека и не утомить его, потому тема для разговора и урока восстановления речи должна быть интересна пострадавшему, а занятия длится не более 8-10 минут. Постепенно длительность уроков увеличивают, доводя до 30-40 минут ежедневно.

Параллельно с этим очень важно, чтобы родственники пациенты также разговаривали с ним, несмотря на то, понимает человек, перенесший инсульт, их или нет. Можно организовать и домашние упражнения, о которых следует расспросить специалиста.

Упражнения для восстановления речи

Хотя для каждого вида афазии существуют свои комплексы упражнений, которые должен подбирать специалист, но также необходимо помнить, что чистых форм нарушения речи на практике практически не встречается, в большинстве случаев они являются смешанными. Потому, приведенный ниже комплекс упражнений не помешает никому, даже здоровому человеку, а только поможет улучшить свою дикцию и ораторские способности.

Комплекс упражнений на восстановление речи после инсульта:

  • Вытягиваем губы в трубочку, удерживаем их в таком положении на протяжении 3-5 секунд, потом повторяем вновь (5-10 раз).
  • Нижней челюстью захватываем верхнюю губу, держим несколько секунд и отпускаем (5-10 повторов).
  • Аналогично предыдущему упражнению, только теперь проделываем все наоборот – верхней челюстью захватываем нижнюю губу.
  • Открываем рок, шею вытягиваем вперед, и язык максимально высовываем из ротовой полости. Задерживаемся в такой позиции на несколько секунд и возвращаемся в исходную. Повторяем 5-10 раз.
  • Поочередно облизываем губы, то справа-налево, то наоборот. 5-10 подходов достаточно.
  • Облизываем губы круговыми движениями языка.
  • Пробуем скрутить язык в трубочку.
  • Рот закрытый. Языком пытаемся дотянуться к мягкому небу.
  • Рот закрыт, зубы разомкнуты. Водим круговыми движениями языком между зубами и губами.
  • Цокаем языком о небо, как лошадка копытами при беге.
  • Выдвигаем язык максимально из ротовой полости и одновременно шипим, как змея.
  • Пытаемся улыбнуться на все 32 зуба, а потом улыбаемся, не показывая их.
  • Поочередно тянемся языком к кончику носа, а затем – к подбородку.
  • Посылаем воздушные поцелуи, при этом громко чмокаем.
Детские логопедические упражнения.

Все эти упражнения можно выполнять в любой последовательности по несколько раз в день. Параллельно нужно заниматься и другими видами самостоятельного восстановления речи. Например, можно заканчивать слова и фразы за помощником, учить стихи, скороговорки, песни, считалки, слушать музыку.

Смоте также:

Источники:

http://muzhzdorov.ru/insul-t/kak-vosstanovit-rech-posle-insul-ta/#i-10; http://www.golovazdorova.ru/insult/vosstanovlenie/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta-uprazhneniya-i-lechenie.html

Медицинский центр «Любляна»
г. Луганск © 2012-2017
(072) 109-95-15(066) 772-83-56
Яндекс.Метрика